Звуки, складывающиеся в голос, пение, музыку и симфонию окружающего мира, воспринимаются ребенком еще в утробе матери. Они становятся первым аудиальным опытом, а потому приобретают особое значение для развития малыша. Равно как и музыкальное образование, к которому можно приобщать ребенка по мере взросления. Известный японский детский психолог Ибука Масару в своей книге «После трех уже поздно» акцентирует внимание на том, что в детях развивать таланты и способности нужно с младшего возраста, а музыке во всем разнообразии досуга и творчества он отводит отдельное место. В задачи музыкального образования детей он включает развитие эмоциональной сферы. Психолог утверждает, что музыка служит идеальным инструментом для этого, поскольку люди слушают ее не ушами, а мозгом — центром, в котором рождаются эмоции. В то же время каждый детский психолог подтвердит и то, что музыкальное искусство положительно влияет и на когнитивные способности.
Что дает ребенку музыкальное образование в плане развития?
Встраивая в воспитание различные развивающие методики с первых лет жизни ребенка, не забудьте добавить к ним и музыкальные упражнения. Самое простое — это тренировка чувства ритма: один такт и два такта, чередующиеся, а затем и формирующие определенный ритмический ряд. Во-первых, это будет развивать слух малыша, во-вторых, заложит основы для развития внимательности и усидчивости. К тому же, веселые и одновременно развивающие упражнения помогут приятно провести время и укрепить контакт между родителями и ребенком.
По мере взросления встраивайте все новые методы музыкального образования детей. Уже с дошкольного возраста детей в садиках учат петь песенки, двигаться под них, даже утреннюю зарядку малыши делают под музыкальное сопровождение. За счет этого дети учатся чувствовать ритм и лучше управлять своим телом. Они получают положительный эмоции, и на этой волне лучше усваивают новые навыки, социализируются. Равно как и во время первых выступлений на утренниках. А далее начинается самое интересное — возможность поступить в музыкальную школу. Вот здесь то и раскрывается весь потенциал методик музыкального образования детей в отношении когнитивного развития:
- Тренировка памяти. В музыке все начинается с азов — изучения нотного стана, гамм, сольфеджио. И все это потребует многократного повторения и заучивания, что и поможет развивать память. Равно как и выучивание позиций для игры на выбранном музыкальном инструменте, техник и т.д. В музыкальной школе в старших классах дети учат композиции целиком, особенно тщательно готовясь к ежегодным отчетным концертам. Также тренируется и вербальная память, ведь ребенку нужно запоминать названия, термины, тексты песен и т.д.
- Развитие обоих полушарий мозга. В обучении задействованы глаза, слух, руки, мозг считывает информацию из нотной тетради, дает команду телу, что нужно делать, чтобы добыть желаемые звуки, выдержать длительность, получить правильную мелодию. Одновременно через слух он получает «входящую информацию», обрабатывает ее, оценивает, насколько правильно все получается и сразу же вносит коррективы, если нужно. В один процесс вовлечены разные зона мозга — отвечающие как за творческую деятельность, так и за аналитическую.
- Развитие мелкой моторики. Пока дошкольник перебирал палочками на металлофоне, развивалась моторика его рук. Этот процесс напрямую связан с речевым развитием. Школьники продолжают тренировать мелкую моторику, осваивая музыкальные инструменты. Именно поэтому их речь четче, они лучше строят связные и логические последовательные рассказы.
- Повышение точности произношения на втором языке. Примечательно, что музыкальное образование, согласно исследованиям, способствует более легкому и правильному освоению иностранных языков. Это сопряжено с тем, что для игры на музыкальном инструменте вовлекаются несколько органов чувств одновременно, особенно — зрение и слух. Точно так же как и при изучении иностранных языков. Мозг использует ту же механику запоминания, вовлекая натренированную долгосрочную память.
- Улучшение навыков чтения. Для чтения нот и одновременной игры на инструменты мозг ребенка использует визуальную и слуховую обработку так же, как и во время обычного чтения. Это тренирует скорость навыка и легкость понимания написанного.
- Развитие усидчивости и терпения. Во многом это связано с тренировкой внимания и его концентрации, без которых освоить музыкальное искусство просто невозможно. Внимание, как один из основных когнитивных навыков, и умение его сосредотачивать будут помогать ребенку и в школьном обучении, и в повседневных делах, и в будущей жизни в любых начинаниях и рабочих процессах.
- Укрепление чувства времени и последовательности. Это важные навыки, с которыми ребенку проще управлять своим временем. Вам не придется постоянно напоминать, что на уроки/уборку/сборы куда-либо/завтра или любое другое дело осталось столько-то времени, ведь ребенок сам будет это лучше понимать и ощущать. Это возможно благодаря тому, что в музыке есть разные приемы по длительности, и умение их отслеживать развивается едва ли не с самого начала образовательного процесса.
Основная цель музыкального образования детей — приобщение к прекрасному искусству. Умение играть на музыкальных инструментах и петь высоко ценится в любом обществе и во все времена. С ними ваш ребенок получает не только дополнительное формирование ценных навыков и усиленное развитие когнитивных функций, но еще и способность чувствовать красоту — не только в композициях, но и в повседневной жизни. Эрудированность, понимание культуры и эстетическое чувствование всегда пригодятся человеку, какого бы возраста он ни был.
Эмоциональное развитие
Теория и методика музыкального образования детей имеет сильное влияние на эмоциональную сферу. Тональность музыки, развитие навыка ее чувствования способствует и расширению эмоционального диапазона у детей. Музыкальный педагог учит детей считывать настроение с композиций и направляет их, когда дети исполняют музыку сами. Педагогический процесс выстраивается так, чтобы через музыку дети могли ближе познакомиться с разными эмоциями — радостью, счастьем, любовью, грустью, волнением, страхом, восхищением, воодушевлением, умиротворением, гневом, возмущением, печалью, надеждой и т.д. Таким образом, деятельность педагога является не только образовательной и развивающей на уровне когнитивных способностей, но и охватывающей воспитательные моменты и развитие эмоционального интеллекта.
Заключение
Основные задачи музыкального образования детей сводятся к тому, чтобы дополнить общее образование, расширить кругозор, сформировать новые навыки, привить любовь к искусству и научить чувствовать его. Развитие когнитивных функций и эмоционального интеллекта — бонусы, которые получает ребенок в процессе обучения. В целом музыкальное образование имеет положительное воздействие на разные аспекты жизни детей и способствует их общему благополучию.